За несколько часов прогулки по валдайскому лесу мы будто проходили невидимые порталы из одного мира в другой, настолько разные соседствующие совсем рядом экосистемы. Вот здесь посуше и повыше, и ты видишь одну растительность, а стОит пройти совсем немного вперёд, и вот уже начинается болото, и там совсем другой растительный мир. Потом снова посуше, и ты идёшь в сапогах, в которых тебе жарко, и думаешь, что надо было идти в кроссовках, как вдруг выходишь на другое болото, и по первым шагам по воде и звуках "чавк" радуешься, что ты в сапогах. А с расстояния в 5 метров и не подумаешь, что там вода.
Я смогла выстроить кадры в хронологическом порядке лишь благодаря номерам снимков, без них у меня в голове всё смешалось в мховом калейдоскопе. Приглашаю вас на прогулку.
Только представьте: 18 октября, переменная облачность, ветра нет, звуков в лесу нет, куртка нараспашку, потому что небывало тепло, температура около +5, воздух наполнен ароматами хвои, прелых листьев и иголок, земли, грибов, перегнивающих упавших деревьев.
Отношения взаимности, соединяющие мох с лесным сообществом, могут подсказать кое-что и нам, людям. Мох мало что берёт себе - лишь самое необходимое - и много чего даёт другим. Благодаря ему существуют реки и облака, деревья, птицы, водоросли, земноводные, мы же подвергаем его риску. Созданные человеком системы очень далеки от экосистемы, постоянно поправляющей свое здоровье - мы берём и ничего не даём. Вырубка лесов может удовлетворить краткосрочные желания одного вида, но лишь за счёт не менее законных потребностей других видов. Я твёрдо уверена, что однажды, мы наберёмся смелости и придём к самоограничению, к смирению, начав жить подобно мху. В тот день мы возблагодарим лес и, может быть, услышим в ответ голос леса, благодарящего людей.
Серебристый ягель и вереск:
Булавовидный плаун:
На этих двух упавших стволах целый мир - мой неопытный глаз насчитал больше 10 видов мхов и лишайников, а уж специалист определит не только больше, но ещё и назовёт каждый вид :)
Как бы мне хотелось разбираться в мхах!
Побуревший папоротник внёс разнообразие в зелёный монохром:
Несколько раз делала кадры, погружая руки в мох. Он такой толстый, глубокий, в нём просто утопаешь. И вода сочится, стОит лишь немного сжать его.
Здесь мы вышли к сплошному ковру из багульника. Скорее всего, это марь, а не болото (как я подумала вначале). Марь, согласно википедии - это сильно увлажнённое пространство, покрытое осоково-багульниковыми кочками, либо сфагновым мхом.
А здесь снова вышли на более сухое место. И снова встречаются серебристые бугорки ягеля, рассыпанные тут и там, словно драгоценности:
И снова булововидный плаун, цветущий:
Очень полюбился мне этот снимок с крохотным грибочками во мхах и редкими травинками-былинками:
А вот здесь мы вышли к настоящему болоту. Вода хорошо скрыта растительностью, но стОит наступить, и сапоги уходят под воду. Этот растительный ковёр - сплошное вдохновение для создания садов. Нечего придумывать человеку, всё уже создала природа, мы можем лишь попробовать воспроизвести.
Черника среди кукушкиного льна:
Эти дуги-травинки - моя любовь:
Под пологом деревьев земля не скована морозом, а на открытом пространстве ковёр из мха был подморожен, и громко хрустел под нашими ногами.
Ваш болотоход счастливый и довольный бродит по болоту. Мне бы термос чая, и я провела бы весь день здесь:
Вышли к озеру. Ни души, ни звука, абсолютная тишина и покой. Гладь воды как зеркало.
Оглядываясь на этот год, удивляюсь, как много он вместил поездок и впечатлений, как я погрузилась в природу ещё сильнее, как ещё больше стала восхищаться ею, как много всего не знаю, и как же интересно познавать новое! И мне интересно всё - и луговедение, и мхи с болотами, и птицы, и пчёлы, И если бы можно было вернуться в детство, то ради того, чтобы всё своё время отдавать изучению естественного мира, чтению и прогулкам-походам. И зарисовкам. Без всех этих тревог и забот взрослого мира.
Я часто теперь вспоминаю детскую мечту - гулять беззаботно по полям и лесам с фотокамерой, рюкзаком с вкусностями, блокнотом и карандашом. Между той мечтой и сегодняшним днём потерялись и запутались лет 25 жизни. Но я как будто пришла к себе, наконец, и мечта стала явью.
Цитата из книги "Жизнь в пограничном слое. Естественная и культурная история мхов". Робин Уолл Киммерер